Вторник, 25.06.2019, 14:59
Сайт МБОУ "Лицей №1 г.Инты"
Приветствуем вас на сайте Лицея. Читайте раздел "Новости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Сетевичок
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1
Egorcaml
КАЛЕНДАРЬ
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Мини-профиль
Гость
Добро Пожаловать
На сайт Лицея №1
Логин:
Пароль:

 

 

ЕВСТИГНЕЕВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

педагог-психолог

 Уроки истории и обществознания: подходы и ориентиры

 

 


Образование - высшее (1998г. – Воронежский педагогический государственный университет)

Специальность - учитель истории, педагог-психолог

Квалификация - первая квалификационная категория

Общий трудовой стаж - 18 лет, в данном учреждении - 9 лет

  • Диплом победителя республиканского конкурса «Ψ -ПЕРСПЕКТИВА» на лучшую организацию психолого-педагогического и социального сопровождения, профессиональной ориентации обучающихся, 2013;
  • Диплом победителя республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог республики Коми-2014» в номинации «Лучший психолог-практик»;
  • Благодарность за подготовку победителей и призеров городской конференции научно-исследовательских работ «Эврика» (2012, 2013, 2014, 2015);
  • Диплом за подготовку участника Межрегиональной конференции «Краеведческие чтения», занявшего III место (протокол №7 от 13.03.2013, Институт гуманитарных наук СыктГУ, г. Сыктывкар, 2013);
  • Благодарственное письмо за подготовку призера республиканского конкурса творческих работ по пропаганде здорового питания среди образовательных организаций «Рациональное питание – залог здоровья», 2014;
  • Благодарственное письмо администрации МОГО "Инта" Лауреата муниципального конкурса «Учитель года - 2015»;
  • Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в области образования (Министерство образования Республики Коми, 2015).

Работаю учителем двух самых увлекательных предметов – истории и обществознания. Кроме того, я практикующий психолог. В работе опираюсь не только на опыт педагогов прошлого, но и на житейскую мудрость. Люблю притчи. Вот одна из них.

«Как-то раз мальчик поздно пришел после школы домой и пояснил, что несколько часов простоял у кузницы. - Папа, кузнец работал, а я целый день смотрел, как он это делает, - с важным видом сказал он отцу. – Я смотрел очень внимательно и все запоминал. Знаешь, там нет ничего сложного. Я все понял и теперь знаю, как все надо делать. Я теперь смогу работать кузнецом. Отец улыбнулся и предложил сыну выпить чай. Налил одну чашку сыну, а другую себе. Пододвинул к себе сахарницу, стал брать из нее кусочки сахара и есть, запивая чаем. Сыну он сахара не дал. А после спросил: - Ну, как, сладкий был чай? - Как он мог быть сладким? – удивился сын. – Это же ты пил чай с сахаром! - Но ты же смотрел. Разве тебе не было от этого сладко? - Не было, - обиделся сын. - А как ты мог научиться ремеслу кузнеца, просто наблюдая за его работой?»

Притча простая. Но для меня она наполнена глубоким педагогическим смыслом.

  1. Смысл первый: мотивационный. Если человеку что-то нравится, то он готов посвящать этому своё время. Так мальчик целый день смотрел, как работает кузнец.

    Дети любят делать то, что у них, получается, любят чувствовать себя победителями. Поэтому, моя цель на уроке: сделать сложное – простым, пугающее – доступным.

    Большие объёмы материала отталкивают детей. Поэтому я обожаю работать с интеллект – картами. И дети их любят. Преимущество интеллект-карты в том, что она позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли ОДНОВРЕМЕННО воспринимать люди с ведущим и правым и левым полушариями мозга. Правое полушарие ответственно за ориентацию в пространстве, цвет, эмоции, в то время как левое - за линейные представления, логику, речь. При составлении интеллект-карты все эти возможности мозга мы с ребятами задействуем сразу, поэтому интеллект-карта развивает многомерное мышление.

    В принципе интеллект-карта – это упрощенный опорный конспект, в котором графически в виде ветвей или лучей выражаются основные идеи и ключевые понятия темы, которые формулируют дети. Сначала мы вместе находим образ и слова, чтобы обозначить тему в центре листа. Затем, развивая тему в подветвях 2-го, 3-го порядка, пишем термины, ключевые слова. Связь между элементами показываем стрелками. Добавляем рисунки по смыслу, чтобы подключить ассоциативную способность мозга. В итоге, тема структурирована и легко запоминается. При использовании этого метода обработки информации увеличивается объем памяти.

    Кроме того, требования к современному уроку предполагают организацию учителем процесса запоминания детьми нового материала. Знания принципов мнемотехники я, как психолог, легко переношу в учительскую деятельность. Всегда помню, что информация, воспринятая на фоне сочетания желто-синего, желто-зеленого цветов откладывается в долговременную память. Дети не любят коричневый цвет. Использую эти факты при подготовке к урокам.

    Стараюсь не перегружать моих учеников обилием дат и определений, поскольку средний объем памяти – 7 символов. Для запоминания и проверки терминов мы играем с ребятами в историческое домино.

    В работе с трудными словами опираемся на ассоциативную память. Дети часто связывают слово «консерватизм» с консервами. Поэтому предлагаю нарисовать в тетради банку, в которой консервируются, хранятся абсолютная монархия, сословное деление общества, крепостное право.

    Числительные в речи настраивают нашу память на режим контроля. Поэтому, даю задание: озаглавить текст, используя числительные. В итоге получается: 5 видов прав человека, 7 чудес света. Всем известно, что хорошо запоминаются стихи. До сих пор мы знаем, что такое биссектриса. Много интересных приемов существует и для запоминания событий, имен, дат.

    В итоге, посильный доступный материал увеличивает мотивацию моих учеников к предмету.

  2. Смысл второй: деятельностный. На доступном примере отец объяснил, что мало смотреть, надо самому делать. Можно продолжить дальше. «Какова деятельность – такова и личность». Мир постоянно меняется. Пересматриваются отношения к событиям и фактам прошлого. В этих условиях крайне важно не быть наивными, не верить всему подряд. Развивать критическое мышление у ребят помогают исследовательские технологии. В источниках, которые содержат противоречивую информацию, подростки учатся находить и анализировать несовпадения. Дети обращают внимание на возраст, статус, профессию, гражданство авторов писем, картин, мемуаров. Подобные задания и развивают у ребят критическое мышление. В конкурентном мире люди без критического мышления как слепые, которым всегда нужен поводырь.

    Во внеурочной деятельности - проекты и исследовательские работы моих учеников – тоже результат деятельностного подхода к образованию. Изучение семейных реликвий, истории своей рода дает возможность связывать судьбу страны с судьбой малой родины. Ребенок учится рассматривать себя как часть общего культурного процесса.

    История – это наша биография. Чувствую на себе ответственность за сохранение памяти событий прошлого и приобщение детей к истории великой страны. Понимаю, что обществоведческие науки (политология, обществознание, история) формируют гражданскую идентичность.

  3. Притча короткая, но и в ней видно, что мальчика интересует не только семья и школа. Я вижу в этом третий смысл: метапредметный. Поэтому на своих уроках истории я стараюсь связывать далекое прошлое с современностью. Мы с учениками окунаемся в атмосферу определенной эпохи, дети высказываются от имени очевидца или организатора бунта, участника дворцового переворота, правителя Российской империи, крестьянина, архитектора, купца, старообрядца. Бывает, эти превращения перерастают в интересные проекты.

    Уроки обществознания словно созданы для организации игровых реальностей. С помощью «технологии глобального погружения» подростки входят в роль юристов, экономистов, социологов, родителей, соседей по квартире и нарушителей закона.

    Без взаимодействия с различными предметами: литературой, музыкой, изобразительным искусством и другими трудно представить себе современный урок. При изучении пугачевского восстания наряду с историческими источниками обращаемся и к «Капитанской дочке». А повесть Гоголя «Тарас Бульба» показывает особенности жизни казаков, их нравы и обычаи, дополняя материал из учебника истории. Таких примеров немало.

  4. И есть в притче ещё один смысл: парадоксальный.

    Мальчик не прав, но сказать ему об этом напрямую нельзя. Обидится. Будет конфликт поколений. Наверное, если бы такие мудрые папы встречались чаще, мы бы не знали фразу, найденную в Шумере на глиняных табличках: «Наша молодежь ужасна, если она придет к власти, то у страны не будет будущего». Как видим, человеческое общество не исчезло, не деградировало, а живет и развивается. Значит, это мы не всегда правильно воспринимаем взрослеющих людей.

Подростки, с которыми мы работаем, в силу возрастных особенностей нередко бывают категоричны в своих суждениях. Воспринимают мир в чёрно-белых тонах и поэтому не терпят замечаний. Добавим к этому, что современный ученик, по данным статистики, – единственный ребенок в семье, нередко гиперопекаемый. Он часто претендует на исключительное к себе отношение в жизни. Учитывая это, мы - педагоги, родители как отец в притче, - понимаем, почему детям порой трудно признать свою неправоту. И осознаем, как важно не оттолкнуть от себя человека, найти в себе терпение, а самое главное, подходящие слова, чтобы помочь ребенку выйти из заблуждения. В этом мне помогают методы психологического консультирования. Мы смотрим на ситуацию глазами другого человека, проговариваем логику событий и поведения, использую открытые и закрытые вопросы, парафраз. Это облегчает общение и показывает уровень понимания, дает возможность эмоционально реагировать на проблему.

Подростки уязвимы, поэтому, свои уроки я стараюсь выстроить так, чтобы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха и свою компетентность. Замечаю, как маленький успех в смоделированном пространстве урока пробуждает уверенность в себе и рождает силы для преодоления трудностей. В психологии есть утверждение: хочешь, чтобы ребенок стал лучше, - подчеркни его достоинства.

Вот так я поняла эту притчу для себя. Буду рада, если Вы откроете в ней для себя что-то новое, как открывают на уроках новые знания наши ученики.

Я думаю, что

  • кроме использования педагогических технологий и методов мне помогает знание психологии
  • мы все работаем на результат и помним, что дети тоже заинтересованы в успехе.

Дай мне Бог быть мудрой, как папа в притче, чтобы уметь объяснять просто, понятно, доступно и спокойно.

И дай мне Бог таких пытливых упорных учеников, которые целый день могут стоять у кузницы.

 

Наши контакты
Адрес МБОУ "Лицей №1 г. Инты": 169840, Республика Коми, г.Инта, Мира 51.
E-mail: gimn_inta@mail.ru
Тел. (82145) 3-14-66. Факс: (82145)3-19-30. Директор: Ризельян Ж.И.
УЧРЕДИТЕЛЬ
Муниципальное образование городского округа "Инта" в лице Администрации МОГО "Инта". Место нахождения:169840, Респ. Коми, г. Инта, ул. Горького, д.16. Телефон: (82145) 61975 Факс: (82145) 61765
Полезные ссылки
Архив новостей

©  gimn_inta@mail.ru