Среда, 20.03.2019, 10:51
Сайт МБОУ "Лицей №1 г.Инты"
Приветствуем вас на сайте Лицея. Читайте раздел "Новости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Сетевичок
Погода
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
JOHNGrall
КАЛЕНДАРЬ
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Мини-профиль
Гость
Добро Пожаловать
На сайт Лицея №1
Логин:
Пароль:

 

ЛОПАТЧЕНКО ЗИНАИДА ДМИТРИЕВНА

 

заместитель директора по НМР, учитель английского языка

Использование активных методов обучения в образовательном процессе

 

 

 


Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска. На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится «переварить» учащимся. В то же время возможности самих учащихся небезграничны. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных.

Согласно Концепции модернизации образования, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Опыт использования активных методов обучения убедительно доказывает, что они эффективно решают эти задачи. Поэтому широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.

В 2010 году я прошла дистанционный курс обучения по теме «Активные методы обучения» на сайте «Международный Институт Развития «ЭкоПро» на факультете «Реформа образования». В тот же год обучалась на практических семинарах по данной теме в городе Петрозаводске и получила приглашение стать членом команды Факультета интерактивных технологий на образовательном портале «Мой университет» http://moi-universitet.ru/. Организовывая и проводя различные мероприятия Факультета, я приобрела неоценимый опыт работы и поняла, что за использованием АМО в образовательном процессе будущее. Пройдя не только теоретические курсы, но и закрепив знания на практике, продолжила обучение в этом направлении и успешно прошла программу подготовки методистов-модераторов, что позволило мне вести практические семинары для коллег по обучению технологии «АМО».

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Moderate – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Цель применения модерации - эффективное управление классом в процессе урока, максимальное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Принципами модерации являются:

  • Структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
  • Системность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
  • Комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
  • Прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты)

Фазы (этапы модерации):

  • Инициация (начало урока, знакомство);
  • Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
  • Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
  • Интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
  • Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
  • Подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
  • Эмоциональная разрядка (разминки)

Ключевые процессы модерации:

  • Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • Мотивация всех участников образовательного процесса;
  • Мониторинг образовательного процесса;
  • Рефлексия педагога и обучающихся;
  • Анализ деятельности участников и оценка результатов.

Новые ФГОС существенно отличаются от существующих. Принципиальное отличие заключается в том, что целью являются не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Современный выпускник должен:

  • обладать необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни;
  • Быстро адаптироваться к новым условиям;
  • Не теряться в ситуации неопределенности;
  • Находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество;
  • Уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Поэтому технология модерации, основанная на использовании АМО (активных методов обучения), позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Содержательные критерии оценки урока на основе технологии АМОиМ:

Целеполагание

  • ожидаемые эффекты АМО на этапе урока и на всем уроке (наличие объективного обоснования):
  • почему именно АМО,
  • почему в этом месте урока,
  • почему именно такие АМО

Критерии оценки АМО:

  1. Качество АМО
    • Оригинальность;
    • интерес для обучающихся;
    • включение творчества и самостоятельности обучающихся;
    • обеспечение разнообразия мыслительной и практической деятельности обучающихся, широких возможностей для самореализации, воздействия на разные виды восприятия;
    • деятельностный подход;
    • использование знаний и опыта обучающихся;
    • интерактивность метода.
  2. Соблюдение условий эффективного применения АМО.
    • качество планирования урока с АМО (соответствие этапам урока, теме, логике урока и психофизиологическим особенностям обучающихся);
    • взаимосвязь и соотношение с другими дидактическими инструментами урока;
    • гармоничное встраивание АМО в урок;
    • достаточность запла нированного времени для полноценного проведения АМО);
    • доступность;
    • эргономичность используемых методов;
    • наличие места и других условий для качественного проведения АМО;
    • обеспечение свободных коммуникаций всех участников;
    • соблюдение субъект-субъектных отношений;
    • вовлечение каждого обучающегося в образовательную среду;
    • мотивационный потенциал созданной образовательной среды.

Осуществление ключевых процессов модерации:

  • коммуникация;
  • интеракция;
  • визуализация;
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Базовые критерии:
(степень достижения образовательных эффектов урока)

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. УУД подразделяются на следующие виды:

* Личностные;

* Регулятивные, включая действия саморегуляции;

* Познавательные, включая общеучебные и логические;

* Знаково-символические;

* Коммуникативные.

Критерии соответствия новым ФГОС:

  • системно-деятельностный подход;
  • духовно-нравственное развитие;
  • компетентностный подход;
  • индивидуальный подход.

Вывод: Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Сравнительные особенности традиционного и современного уроков

Особенности

Традиционный «знаниевый»

Современный «способностный»

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности

Характеристика

Школа «памяти»

Школа «развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай, как я!»

«Не навреди!»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность

Демократичность, диалогичность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, колективные

Способы усвоения

Заучивание действия по алгоритму

Поисковая деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм

Организатор сотрудничества, консультант

Позиция ученика

Отсутствие интереса и мотива к личностному росту

Активность, наличие мотивов и интереса

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные

Проблемные, поисковые, исследовательские

Ведущий тип деятельности

Репродуктивный, конструктивный

Продуктивный, творческий

Форма обучения

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность – рефлексия знаний

Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе выпускника школы, самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника как послушного исполнителя на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

С помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др. К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

 

Методы начала урока

Требования к современному уроку иностранного языка

Роль ИКТ на уроках английского языка

Работа с Интернет-ресурсами для создания и защиты проектов

Наши контакты
Адрес МБОУ "Лицей №1 г. Инты": 169840, Республика Коми, г.Инта, Мира 51.
E-mail: gimn_inta@mail.ru
Тел. (82145) 3-14-66. Факс: (82145)3-19-30. Директор: Ризельян Ж.И.
УЧРЕДИТЕЛЬ
Муниципальное образование городского округа "Инта" в лице Администрации МОГО "Инта". Место нахождения:169840, Респ. Коми, г. Инта, ул. Горького, д.16. Телефон: (82145) 61975 Факс: (82145) 61765
Полезные ссылки
Архив новостей

©  gimn_inta@mail.ru