Суббота, 19.01.2019, 10:13
Сайт МБОУ "Лицей №1 г.Инты"
Приветствуем вас на сайте Лицея. Читайте раздел "Новости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Сетевичок
Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
felixxj11
КАЛЕНДАРЬ
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Мини-профиль
Гость
Добро Пожаловать
На сайт Лицея №1
Логин:
Пароль:
 
 

РИЗЕЛЬЯН ЖАННА ИГОРЕВНА

директор, учитель русского языка и литературы

 

«Проектная деятельность как условие самореализации личности ученика»

 
 
 
 
 

 

Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Этот тезис абсолютно верен. Ведь потребность в выявлении «собственных Платонов» существует в любом обществе. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребёнка, поддержать его и развивать таким образом, чтобы эти способности были реализованы, чтобы поддержать его природную любознательность и стремление к знаниям. Кто из нас не помнит, с каким блеском в глазах идут дети в первый класс. Но проходит несколько лет и аппетит к учебе пропадает. А чтобы хорошо усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом. Прекрасным средством для улучшения аппетита как раз и являются интеллектуальные игры, которые в системе выступают инструментом целенаправленного формирования ценностного отношения к процессу приобретения знаний, к наукам. Интеллектуальная игра развивает интеллект и эрудицию учащихся. Причём в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов игры позволяют превратить серьёзную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и старшеклассники. Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а то, что называется «общеучебные навыки и умения», или «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Интеллектуальная игра развивает готовность самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию.

За годы работы в Лицее сложилась своя система интеллектуальных игр, которая предоставляет равные шансы и условия детям для проявления способностей и достижения успеха в той или иной отрасли знаний, в творческой или спортивной деятельности. Цель данных игр: создание условий для саморазвития, самореализации и социализации обучающихся в стенах Лицея. Практически все лицеисты проходят через участие в интеллектуальных играх, которые начинаются уже в младших классах. Для нас это 5-7 классы. Интересной находкой кажется нам организация таких игр, которые предполагают знания не по одному школьному предмету. Речь идет о так называемых интегрированных играх. Видов интеллектуальных игр очень много. И как вы знаете, все они требуют от игроков не только определенного уровня знаний, но и умение общаться, работать в команде, создается атмосфера сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Иногда бывает, что некоторые интеллектуальные игры перерастают в нечто большее. Так произошло с литературными играми, интерес к которым подтолкнул нас к проведению Театрального фестиваля «Горящая свеча».

Несколько слов о литературных играх. Мы уже говорили, что игровые задания привлекательны для школьников любого возраста. Старшеклассникам они интересны ничуть не меньше, чем учащимся среднего или младшего звена. Благодаря литературным играм происходит естественное приобщение к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики, появляется возможность выявить пресловутое «знание текста». Это не проверка памяти, а стремление сформировать у ребят внимательное отношение к художественной детали, научить их осмысливать её роль в идейно-образной структуре произведения, а значит, развивать зоркость и чуткость читательского восприятия. Игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников. Органичной составной частью многих литературных игр являются инсценировки. Как пример, две литературные игры – «Да здравствует комедия» (9 класс) и «»На всякого мудреца довольно простоты» (10 класс) И, конечно, отдельно бы хотелось поговорить об организации интеллектуальных марафонов, ставших в Лицее традиционными. Проводятся в год две игры – для 8-9, 10-11 классов. Команды формируются из учащихся разных классов. Это способствует сплочению лицейского ученического коллектива в целом, а в частности дает каждому ребенку возможность попробовать себя в новой роли. Часто результаты бывают совершенно непредсказуемыми. Важно разработать стратегию игры, иногда ради команды поступиться чем-то важным для себя (ради общего успеха пойти защищать тот предмет, который нужно закрыть, а не тот, в котором тебе гарантирован успех. Например, в команде два сильных физика, и кому-то из них приходится уступить. Для этого нужно и мужество и способность вовремя подставить плечо товарищу). Пакет заданий готовят учителя. В проведении марафона для 8-9 классов и проверке работ очень помогают старшеклассники. Все проходит по той же модели, что и наш сегодняшний интеллектуальный марафон. Особую роль в этом процессе играет мощная информационная поддержка: результаты игры освещаются моментально и наглядно. Вы видите, какой интерес вызывает турнирная таблица и стенд с готовыми ответами. Такая наглядная демонстрация результатов подстегивает стремление участников приложить больше усилий на следующем этапе. Турнирная таблица включает командный тур, индивидуальный и интеллектуально-дискуссионную игру «Дебаты». Есть задумка провести в этом году дебаты для 8-9 классов. Темы, конечно, попытаемся подобрать интересные для них: про сказки, про дружбу, про субкультуры и т. д. Кстати, интеллектуальный марафон ребята любят, ждут его с нетерпением (11а класс – все захотели участвовать, пришлось разделить). Важно отметить, что мы не стоим на месте, нас интересует все новое (например, технология модерация).


 

Реализация деятельностно-системного подхода в преподавании русского языка и литературы


Система методической работы учителя русского языка и литературы Ризельян Ж.И.


Стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. А значит, я сама должна придумывать, открывать и изобретать. Поэтому тему своей методической работы я определила так: "Реализация деятельностно-системного подхода в преподавании русского языка и литературы".


Цель методической работы - создание условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках русского языка и литературы.


Задачи обучения заключаются в следующем:

  • формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оптимально отвечает поставленным целям и задачам компетентностный подход. Он предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективен он ещё и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения. Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса. Поэтому ведущая идея методической системы – это создание на уроках русского языка и литературы условий для сознательного активного участия лицеистов в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

 

Моя личная педагогическая концепция заключается в следующем:

  • поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
  • реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
  • усиление практической направленности обучения русскому языку и литературы на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
  • создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Свой методический стиль я определяю как «творческий», в котором ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы; инновационные организационные формы.

 

Смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход привело к поиску новых подходов и методов обучения учащихся, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Опираясь на деятельностные технологии, направленные на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию, я выстроила систему сочетания инновационных технологий. Среди них: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технология коммуникативного обучения, информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии, образовательная рефлексия учащихся. Компетентностный подход требует инновационной контрольно-оценочной деятельности на уроке. Я считаю, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки достижений: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатами, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий – индивидуальный, личностный. Я верю в возможность развития потенциальных способностей каждого учащегося на индивидуальном для ребёнка уровне и считаю своим профессиональным долгом способствовать этому на каждом уроке, создавая для учащихся ситуацию успеха. На уроках стараюсь использовать разнообразные формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные). При планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности ученики открывали, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, так как конструируется мною на основе следующих принципов:

  • самостоятельность учащихся в ходе урока;
  • самоорганизация учащихся;
  • создание на уроке «ситуации успеха»;
  • развитие личности;
  • формирование коллективизма;
  • принцип ролевого участия;
  • принцип ответственности;
  • принцип психологического обеспечения.

Мною разработана серия нетрадиционных уроков: урок – презентация, урок-конференция, урок-«суд», урок-зачёт, урок-инсценировка, урок-диспут, урок-семинар, урок-обсуждение, интегрированный урок. Такие уроки помогают мне приобщить обучающихся к культуре, поддерживая все то хорошее, что заложено в них от природы, создают условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии.

На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, видеоматериалы, электронные тренажёры, электронные библиотеки, собственные ЦОР. Постоянно использую инструменты мониторинга уровня развития и сформированности предметных компетенций.


О результативности моей методической системы и качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  • успешные выступления лицеистов в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до международного уровней;
  • активное участие моих воспитанников и полученные ими дипломы в ежегодном муниципальном Фестивале информационных технологий;
  • публикации творческих работ учащихся на лицейском сайте;
  • высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
  • высокое качество знаний лицеистов по русскому языку и литературе (от 75% до 100%);
  • успешная социализация моих выпускников.
Наши контакты
Адрес МБОУ "Лицей №1 г. Инты": 169840, Республика Коми, г.Инта, Мира 51.
E-mail: gimn_inta@mail.ru
Тел. (82145) 3-14-66. Факс: (82145)3-19-30. Директор: Ризельян Ж.И.
УЧРЕДИТЕЛЬ
Муниципальное образование городского округа "Инта" в лице Администрации МОГО "Инта". Место нахождения:169840, Респ. Коми, г. Инта, ул. Горького, д.16. Телефон: (82145) 61975 Факс: (82145) 61765
Полезные ссылки
Архив новостей

©  gimn_inta@mail.ru