Вторник, 11.12.2018, 14:33
Сайт МБОУ "Лицей №1 г.Инты"
Приветствуем вас на сайте Лицея. Читайте раздел "Новости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Сетевичок
Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Мини-профиль
Гость
Добро Пожаловать
На сайт Лицея №1
Логин:
Пароль:

 

СЕМЕНЦОВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель математики

 

Формирование познавательных умений в рамках системно-деятельностного подхода при обучении математике

Цель моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для интенсивного развития учащихся.

 

 


Стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания обучающихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. А значит, я сама должна придумывать, открывать и изобретать. Поэтому тему своей методической системы я определила так: «Формирование познавательных умений в рамках системно-деятельностного подхода при обучении математике». Цель моей методической работы – создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества обучающихся на уроках математики.

Оптимально отвечает поставленным целям и задачам компетентностный подход. Он предполагает поиск таких подходов и методов обучения, при которых обучающиеся приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Поэтому ведущая идея методической системы – это создание на уроках математики условий для сознательного активного участия лицеистов в деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

На уроках стараюсь использовать разнообразные формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные). При планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности обучающихся, чтобы новые знания и способы деятельности ученики открывали, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, так как конструируется мною на основе следующих принципов:

 

  • самостоятельность обучающихся в ходе урока;
  • самоорганизация обучающихся;
  • создание на уроке «ситуации успеха»;
  • развитие личности;
  • формирование коллективизма;
  • принцип ролевого участия;
  • принцип ответственности;
  • принцип психологического обеспечения.

Мною разработана серия нетрадиционных уроков: урок – презентация, урок-игра, урок-зачёт, урок-инсценировка, урок-семинар, урок-обсуждение, интегрированный урок. Такие уроки помогают мне приобщить обучающихся к математике, поддерживая все то хорошее, что заложено в них от природы, создаются условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии.

На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, видеоматериалы, электронные тренажёры, электронные библиотеки, собственные ЦОР. Постоянно использую инструменты мониторинга уровня развития и сформированности предметных компетенций.

Идея создания системы зачетов по геометрии пришла ко мне в самом начале моей работы. Мною разработана зачётная система с 7 по 9 класс и с 10 по 11 класс. Со временем и с опытом были подобраны и апробированы разные виды зачётов и отобраны самые удачные.

Открытый зачёт как форма взаимодействия с родителями и фактор развития компетентностей педагога

Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Компетентным считается такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности обучающихся. При этом компетентность педагога определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств, с другой стороны.

 

С другой стороны, Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)

Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

 

Я для себя вывела такую формулу:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода +критичность мышления

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

 

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Короче говоря, РАЗВИВАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ – РАЗВИВАЮТСЯ ЕГО УЧЕНИКИ!

Идея создания системы зачетов по геометрии пришла ко мне в самом начале моей работы. Мною разработана зачётная система с 7 по 9 класс и с 10 по 11 класс. Со временем и с опытом были подобраны и апробированы разные виды зачётов и отобраны самые удачные. Разнообразные формы итогового контроля по геометрии позволяют не только проверить знания учащихся, но и изменить отношение к ним, заинтересовать, увлечь и раскрыть потаённые способности учащихся. Зачет обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать свои достижения; получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся и на этой основе мотивированно управлять учебным процессом. Зачетная система не только включает в себя проведение зачетов, но и предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом.

Третья большая тема «Геометрии 7» – это «параллельные прямые». Я в начале темы объявляю ученикам, что зачёт по этой теме будет проходить в необычной форме, а именно – вместе с их родителями. Тогда в конце изучения темы мы имеем:

 

Мои цели:

 

  • проверить уровень усвоения материала каждым учащимся;
  • показать хорошую работу детей и мою работу! ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ!
  • развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
  • создать ситуацию «успеха» для любого ребёнка, т.е. для всех;
  • прививать интерес к предмету.

Цель детей:

  • Показать свои знания мне и родителям

Цель родителей (желание):

  • дать хорошее образование детям;
  • видеть успешность своего ребенка.

Так как наши цели совпадают, то мы получаем отличный результат!

 

Этапы зачёта:

 

  1. Подготовительная работа:

 

  • опросник выдаётся в самом начале изучения темы;
  • изготавливаются чертежи для доказательства;
  • на каждом уроке мы учимся задавать вопросы (как обратиться, как сформулировать, как самому ответить, если ученик не может и т.д.);
  • помощь консультантов, при необходимости.

2. В течение изучения всей темы:

  • доказательства теорем на каждом уроке (или у доски, или друг другу);
  • вопросы учусь задавать; если нет ответа, то отвечаю сам;
  • до зачёта каждый ученик должен доказать три разные теоремы (признак, свойство, следствие) другому ученику-консультанту (его выбирает учитель или по желанию учеников);
  • опрос родителей: когда им удобно прийти? Выбираем удобное для большинства время (чаще всего – это вечернее время или суббота), разбиваем класс на две группы или сдаём зачёт все вместе (в зависимости от количества учеников).

 

    1. Зачёт – это самое волнительное время для всех:

 

  • учащиеся переживают и волнуются;
  • я волнуюсь, как будут отвечать дети;
  • родители ведут себя по-разному: кто-то переживает за своего ребёнка, кто-то пришёл, чтобы проверить, как оценивают его ребенка, кто-то с любопытством и ностальгией глядит на всё происходящее.

На открытом зачётном занятии:

  • доказывают все теоремы темы, сначала все признаки, потом все свойства, а потом все следствия, дети выбирают теорему, какая им нравится, слабым ученикам разрешается взять с собой к доске друга;
  • для того чтобы ученики успели немного собраться у доски и сосредоточиться, мы решаем в классе задачи по готовым чертежам, небольшой теоретический тест и работаем у доски (ученики по очереди выходят, показывают виды углов, доказывают, какие прямые параллельны);
  • За каждый вид работы выставляется отметка в тетрадь учителя, а в журнал выставляется средний балл.
  • после доказательства теорем у доски ребята, сидящие в классе, задают вопросы тем, кто доказывал;
  • оценивают ответ друг друга;
  • помогают друг другу при необходимости
  • в конце зачёта групповая работа – тест.

 

4. Рефлексия.

 

Давайте разберёмся, какие же профессиональные компетентности мы развиваем?

 

Виды или направления компетентностей:

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Причём развиваем их не только в себе, но и в наших учениках!

 

 

 

 

 

 

 

Цель моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для интенсивного развития учащихся.

Стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания обучающихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. А значит, я сама должна придумывать, открывать и изобретать. Поэтому тему своей методической системы я определила так: «Формирование познавательных умений в рамках системно-деятельностного подхода при обучении математике». Цель моей методической работы – создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества обучающихся на уроках математики.

Оптимально отвечает поставленным целям и задачам компетентностный подход. Он предполагает поиск таких подходов и методов обучения, при которых обучающиеся приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Поэтому ведущая идея методической системы – это создание на уроках математики условий для сознательного активного участия лицеистов в деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

На уроках стараюсь использовать разнообразные формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные). При планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности обучающихся, чтобы новые знания и способы деятельности ученики открывали, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, так как конструируется мною на основе следующих принципов:

  • самостоятельность обучающихся в ходе урока;
  • самоорганизация обучающихся;
  • создание на уроке «ситуации успеха»;
  • развитие личности;
  • формирование коллективизма;
  • принцип ролевого участия;
  • принцип ответственности;
  • принцип психологического обеспечения.

Мною разработана серия нетрадиционных уроков: урок – презентация, урок-игра, урок-зачёт, урок-инсценировка, урок-семинар, урок-обсуждение, интегрированный урок. Такие уроки помогают мне приобщить обучающихся к математике, поддерживая все то хорошее, что заложено в них от природы, создаются условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии.

На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, видеоматериалы, электронные тренажёры, электронные библиотеки, собственные ЦОР. Постоянно использую инструменты мониторинга уровня развития и сформированности предметных компетенций.

Идея создания системы зачетов по геометрии пришла ко мне в самом начале моей работы. Мною разработана зачётная система с 7 по 9 класс и с 10 по 11 класс. Со временем и с опытом были подобраны и апробированы разные виды зачётов и отобраны самые удачные.

Открытый зачёт как форма взаимодействия с родителями и фактор развития компетентностей педагога

Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Компетентным считается такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности обучающихся. При этом компетентность педагога определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств, с другой стороны.

С другой стороны, Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)

Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

 

Я для себя вывела такую формулу:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода +критичность мышления

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Короче говоря, РАЗВИВАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ – РАЗВИВАЮТСЯ ЕГО УЧЕНИКИ!

Идея создания системы зачетов по геометрии пришла ко мне в самом начале моей работы. Мною разработана зачётная система с 7 по 9 класс и с 10 по 11 класс. Со временем и с опытом были подобраны и апробированы разные виды зачётов и отобраны самые удачные. Разнообразные формы итогового контроля по геометрии позволяют не только проверить знания учащихся, но и изменить отношение к ним, заинтересовать, увлечь и раскрыть потаённые способности учащихся. Зачет обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать свои достижения; получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся и на этой основе мотивированно управлять учебным процессом. Зачетная система не только включает в себя проведение зачетов, но и предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом.

Третья большая тема «Геометрии 7» – это «параллельные прямые». Я в начале темы объявляю ученикам, что зачёт по этой теме будет проходить в необычной форме, а именно – вместе с их родителями. Тогда в конце изучения темы мы имеем:

Мои цели:

  • проверить уровень усвоения материала каждым учащимся;
  • показать хорошую работу детей и мою работу! ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ!
  • развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
  • создать ситуацию «успеха» для любого ребёнка, т.е. для всех;
  • прививать интерес к предмету.

Цель детей:

  • Показать свои знания мне и родителям

Цель родителей (желание):

  • дать хорошее образование детям;
  • видеть успешность своего ребенка.

Так как наши цели совпадают, то мы получаем отличный результат!

Этапы зачёта:

1. Подготовительная работа:


©  gimn_inta@mail.ru