Среда, 20.03.2019, 10:35
Сайт МБОУ "Лицей №1 г.Инты"
Приветствуем вас на сайте Лицея. Читайте раздел "Новости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Сетевичок
Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
КАЛЕНДАРЬ
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Мини-профиль
Гость
Добро Пожаловать
На сайт Лицея №1
Логин:
Пароль:

 

ЗАХВАТОВА ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА

учитель русского языка и литературы

 

Сопровождение и поддержка ученической проектной и исследовательской деятельности: опыт, проблемы, возможные решения


 

 

Проектная и исследовательская деятельность – особый вид творческого интеллектуального труда, в процессе которого развиваются все виды компетенций. Следовательно, это направление в образовательной деятельности представляется не только перспективным, приводящим к блестящим учебным результатам, но и очень современным. В свете компетентностного подхода к обучению, анализируя содержание компетенций, можно заметить, что такой подход не противопоставляется знаниям, умениям и навыкам, а подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания.

Цель обучения меняется: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных предметных задач. Таким образом, наряду с ЗУНами формируются и универсальные способности (ключевые компетенции). Однако организация такой работы требует от учителя большого напряжения, навыка собственной исследовательской деятельности. Если учитель не написал ни одной научно-методической статьи, редко публикует разработки уроков, не презентовал свой опыт коллегам, ему не удастся с успехом организовать работу детей над исследованием и проектом. Кроме того, учитель, не использующий поисковые, эвристические методы обучения на уроках, будет обречен на то, чтобы формировать исследовательские навыки во внеурочное время, что требует огромных временных затрат.

В контексте изучения той или иной темы целесообразно предлагать аналитические задания для самостоятельной работы (по желанию учащихся). Например, при изучении исторической темы в художественных произведениях на уроках литературы в 8 классе рассказ «Хлеб для собаки» В.Тендрякова предлагается для самостоятельной интерпретации. Хотя произведение сложное, лицеистами оно воспринимается достаточно адекватно: Тендряков начинает повествование с точной даты – «Лето 1933 года» - коллективизация после революции и Гражданской войны. Историческая ситуация очень хорошо знакома интинцам, их детям и внукам: город – бывшая часть ГУЛАГа, в Инталаге многие («кого уже не считали людьми», кто «выпал из числа людей») – из раскулаченных, сосланных на север в разное время. В Краеведческий музей мы водим на экскурсии детей, начиная с 5 класса. Некоторые школьники – авторы работ об истории своей семьи, написанных по материалам фондов музея, воспоминаниям прабабушек и прадедушек. С этой точки зрения, автобиографическое произведение Тендрякова воспринимается с большим доверием.

Задача учителя – направить работу в контекст проблемы: «На что опереться человеку в жестокие времена?» История учит. Художественное произведение, в котором изображается историческое событие, учит конструктивнее, воспринимается личностнее. В связи с этим возникает еще одно направление в исследовательской и проектной деятельности учащихся – организация музейной и библиографической практики.Лицей № 1 заключил договор с Краеведческим музеем. Ребята под руководством учителя и сотрудников музея изучали материалы фондов, приобретая навыки работы с архивными документами. В контексте совместной деятельности были разработаны темы докладов, посвященных Е.Урбанскому, ВГСЧ, памятникам Инты, и, конечно, ГУЛАГовская тематика привлекает особое внимание детей. Мною была разработана программа творческих мастерских, реализованная во внеучебное время, – летом группа учащихся лицея работала и училась в экологическом лагере «Смена» г.Анапы. Несмотря на каникулярное время, ребята с удовольствием занимались, приобретая коммуникативные навыки, создавая устные и письменные тексты в научно-публицистическом стиле.

ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

  • Сколько проблем может быть поставлено в тексте?
  • «В круге» (эссе по творчеству Н.В. Гоголя)
  • Портрет героя (эссе по роману М.Ю. Лермонтова)
  • Что такое любовь? (эссе по лирике А.С. Пушкина)
  • Дано мне имя… (Мотив самозванства в русской литературе)
  • Поговори со мной - я скажу, кто ты.
  • «Мое будущее в будущем мире» (Как выжить и преуспеть в будущем мире?)
  • «Черно-белый город» (О чем рассказали фотографии?)
  • «Другая жизнь» (Можно ли через поэзию понять судьбу поэта?)
  • «Там, внутри» (эссе-метафора «Как наполнить кувшин?»)
  • Технология «Дебаты» (Как убедить слушателей?)
  • Почему важно быть грамотным?

Еще один вид внеклассной работы, ведущий к повышению мотивации для занятий исследовательской и проектной деятельностью, позволяющий обеспечить высокое общекультурное развитие учащихся, - культурологическая практика. Ежегодно я организую ее для 9 классов лицея в г.Санкт-Петербурге, разрабатывая программу. Результат – в статьях учащихся (лицейская газета «Оазис», городская газета «Искра»), которые отмечают, как изменяется их взгляд на мир, система ценностей, повышается уровень собственной культуры после таких занятий. На первом этапе организации исследовательской и проектной деятельности возникают вопросы ее мотивации. Учитывая сложившийся образ современного школьника, особенностями которого являются «культ интеллектуальных умений, привычка иметь дело с абстрактным и личностно-отчужденным содержанием, склонность к иронии» и т.п., мы обычно выбираем личностно значимые темы, а не просто темы, интересные детям. На уроке чаще всего выбираю технологию проблемного обучения, исходящего из того, что «ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения». Представляется, что именно эта технология является наиболее адекватной поставленной задаче - развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся и подготовка их к дальнейшей (вузовской в том числе) исследовательской деятельности.

  • обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной (ученика привлекает процесс поиска истины, возникает внутренняя потребность в самообразовании и самосовершенствовании), поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Фактически такой урок - это технологический практикум для ученика, который собирается заниматься исследовательской работой. Обязательным условием для успешной реализации технологии проблемного обучения является отбор и использование самых актуальных и сущностных задач (проблем). И для исследовательской деятельности мы обычно выбираем личностно значимые для ребят темы. Так большинство учащихся 5-7 классов выбирают темы, связанные с историей семьи.

 

Наши контакты
Адрес МБОУ "Лицей №1 г. Инты": 169840, Республика Коми, г.Инта, Мира 51.
E-mail: gimn_inta@mail.ru
Тел. (82145) 3-14-66. Факс: (82145)3-19-30. Директор: Ризельян Ж.И.
УЧРЕДИТЕЛЬ
Муниципальное образование городского округа "Инта" в лице Администрации МОГО "Инта". Место нахождения:169840, Респ. Коми, г. Инта, ул. Горького, д.16. Телефон: (82145) 61975 Факс: (82145) 61765
Полезные ссылки
Архив новостей

©  gimn_inta@mail.ru